Почему священник то в желтом, то в белом? Облачение священника: одежда, головные уборы, поручи, наперсный крест

Добрый день.
Сегодня на Богослужении на батюшке были одежды светло-зеленого цвета, не так давно светло фиолетовые, но чаще желто-золотые. Скажите а от чего зависит цвет одеяний и что он означает?

Юрий

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ЦЕРКОВНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

В церковных облачениях представлены все цвета радуги, а также белый и черный цвет. Рассмотрим значения каждого цвета.
Начнём с белого цвета, который представляет собой сочетание всех цветов радуги.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый цвет имеет очень важное духовное значение.
Он является символом Божественного света. Именно поэтому облачения белого цвета используются в такие праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света.
Какие это события Священной истории?
Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Её осенит Божественная благодать, и Она станет Матерью Бога).
Рождество Христово
Богоявление (когда при Крещении Спасителя в водах Иордана разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и видимо на Христа Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя)
Преображение (Когда ученики Христовы не могли даже смотреть на Христа – так сиял исходящий от него Божественный свет)
Вознесение Господне на небо

Не случайно и на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения, Богослужение начинается в облачении белого цвета. Это означает Божественный свет, который возсиял из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя. Во время пасхального богослужения священник несколько раз меняет цвет облачения. Это связано с тем, что Пасха – это праздник праздников, это великое торжество. И игра цветов подчёркивает это. Начинается же Пасхальное богослужение в облачении белого цвета.

В белые одеяния облачается священник и при отпевании усопших и заупокойных богослужениях. Это связано с тем, о чём мы просим Господа в молитвах о наших усопших родственниках. Мы просим Господа упокоить их со святыми, с праведниками, даровать им Царствие Небесное, где по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

С него начинаются цвета радуги. Красный цвет – это символ любви Бога и человека.
Это цвет крови, которую пролил ради нас Христос. Это также и символ крови, которую пролили за Христа тысячи мучеников, которые пострадали за веру православную.
Именно поэтому облачения красного цвета связаны:
Во-первых, с нашим великим праздником Пасхи. Мы уже говорили, что во время пасхального богослужения происходит смена облачений. Заканчивается она красным цветом. И потом уже в течение 40 дней после пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях.
И, во-вторых, с днями памяти святых мучеников.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Желтый цвет – это цвет золота. Поэтому именно желтый цвет называют Царским.
Кого часто в песнопениях Церковь именует Царём?
Христа Спасителя, Который утвердил здесь на земле Церковь Христову и поставил в ней Своих служителей - апостолов и их последователей.
Не случайно и один из волхвов принёс в дар Христу золото: он принёс Ему золото как Царю. Вспомним и о том, что врата, чрез которые во время Божественной Литургии невидимо проходит Христос, также называются царскими.
Не случайно поэтому жёлтый цвет богослужебных облачений является наиболее часто используемым. Именно в жёлтые одеяния облачаются священники в воскресные дни (когда прославляется Христос, его победа над силами ада).

Кроме того, облачения желтого цвета полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей - то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию, раскрывали Божественные истины, совершали таинства, будучи священниками.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Зелёный цвет – это цвет жизни, цвет обновления, оживотворения. Зелёный цвет представляет собой сочетание двух цветов – жёлтого и голубого.
Жёлтый, как мы уже говорили, символизирует Христа Спасителя.
Голубой же цвет – это символ Духа Святого.
Эти значения зелёного цвета и определяют его использование в церковном богослужении.
Облачения зелёного цвета используются в дни памяти преподобных – то есть святых, ведущих подвижнический, монашеский образ жизни, уделивших особое внимание подвигам духовным. Среди них – и преподобный Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и преподобная Мария Египетская, проведшая много лет в пустыне, и преподобный Серафим Саровский и многие-многие другие.
Связано это с тем, что подвижническая жизнь, которую вели эти святые, изменила их человеческую природу – она стала иной, она обновилась - её освятила Божественная благодать. В своей жизни они соединились со Христом (Которого символизирует жёлтый цвет) и со Святым Духом (Которого символизирует второй цвет - голубой).
В одеяния зеленого цвета облачаются священнослужители и в День Святой Троицы. В этот день мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь Христову, на всех верующих во Христа. Именно это было обещано Господом апостолам и произошло на 50-ый день после Воскресения Христова.
Святой Дух всё освящает, всё обновляется под Его влиянием, всё обновляется – и прекрасным примером этому является первое чудо, произошедшее после схождения Святого Духа: апостолы заговорили на различных языках.
Зеленый цвет облачений в этот день напоминает нам об этом: Святой Дух (его символизирует голубой цвет) освящает всех верующих во Христа (его символизирует жёлтый цвет). Это единение с Богом и есть символ Вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

ГОЛУБОЙ И СИНИЙ ЦВЕТА

Эти оба цвета имеют одинаковое значение и используются либо самостоятельно, либо в сочетании. Голубой цвет – это цвет Неба, с которого сходит на нас Дух Святой. Поэтому голубой цвет – это символ Духа Святого.
Это символ чистоты.
Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери.
Пресвятую Богородицу Святая Церковь называет сосудом Духа Святого. Дух Святой сошёл на неё и Она стала Матерью Спасителя. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой (синий) цвет.Мы видим священнослужителей в голубых (синих) облачениях в праздники:

Рождества Божией Матери
В день Её Введения во храм
В день Сретения Господня
В день Её Успения
В дни прославления икон Божией Матери

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый цвет – последний цвет в ряду цветов радуги.
Если представить цвета радуги в виде круга, то чтобы соединить концы этого круга, нужно первый цвет (красный) соединить с последним - фиолетовым.
И тогда мы увидим, что фиолетовый цвет находится между красным и синим цветом.Именно эти два цвета – красный и синий – при смешении образуют фиолетовый цвет. Поэтому значение фиолетового цвета определяется значениями красного и синего цвета. Красный – символ Любви Бога и человека, синий – символ Святого Духа. Не случайно, поэтому, фиолетовый цвет отличается особой духовностью.
Вот почему именно:
в дни воспоминания крестных страданий Спасителя и Его крестной смерти (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, в дни поклонения Кресту Христову (День Воздвижения Креста Господня и др.)
Оттенки красного цвета в фиолетовом напоминают нам о крестных страданиях Христа.Оттенок же синего цвета (цвета Духа Святого) означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан с Духом Святым, с Духом Божиим, Он - одна из ипостасей Пресвятой Троицы. Фиолетовый цвет в ряду цветов радуги седьмой. Это соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же день стал днём покоя. После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от дел земных.
Это ещё одно из духовных значений фиолетового цвета.
И ещё один важный момент – фиолетовый цвет соединяет в себе начало и конец цветов радуги (красный и синий цвета).Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: “Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний”. Смерть Спасителя, конец Его земной жизни стала началом новой жизни – жизни в Царствии Небесном.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

В церковном облачении используется и чёрный цвет.
Обычно ему приписывают значение смерти. В сознании же русских людей чёрный цвет с древности приобрёл значение смирения и покаяния. Именно поэтому мы видим у монахов облачения чёрного цвета.
Облачения чёрного цвета используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется).
Облачения черного цвета напоминают нам о том, что Великий пост – это время особого покаяния и смирения.

ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

То же самое относится к настенным росписям, убранству’ храмов и другим атрибутам.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя.

Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.



Голубой

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Зеленый

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет.

Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.


Фиолетовый

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека.

Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа.

И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Символика красного

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.



Символика зеленого

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.



Символика белого

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.











Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.

У некоторых прихожан православных храмов бывает традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Символика

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют почему. Символику цветов можно определить основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова - «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4), а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или наоборот отречение от мирской суеты).

Использование цветов

Группа праздников, событий, дней памяти Что символизирует Примечание
Золотой (жёлтый) всех оттенков Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом) Царский цвет Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память
Белый Праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения Божественный свет Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.
Голубой Богородичные праздники (Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон) Высшая чистота и непорочность Голубой цвет имеют мантии митрополитов. Может иметь оттенки вплоть до синего
Фиолетовый или тёмно-красный Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение) и воскресные дни Великого поста Крестные страдания Христа Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки
Красный Пасха, праздники и дни памяти мучеников При Пасхе - радость Воскресения Христова, в дни памяти мучеников - цвет мученической крови Пасхальное богослужение начинается в белых облачениях, символизирующих свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Зелёный Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы Цвет животворения и вечной жизни Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
Темно-синий, фиолетовый, тёмно-зелёный, тёмно-красный, чёрный Великий пост Цвет поста и покаяния Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой
Тёмно-красный, бордовый, багряный Великий Четверг Кровь Христа, данная Им апостолам в чаше на Тайной вечере в четверг перед распятием Используется тёмно-красный цвет, чтобы он не выглядел как пасхальный на Страстной неделе

В древности в Православная церковь не употребляла чёрные богослужебные облачения, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели чёрный цвет. По Уставу в Великий пост облачались в «багряны ризы » то есть в облачения тёмно-красного цвета. Впервые в России петербургскому духовенству официально было предложено облачиться по возможности в чёрные облачения в 1730 году для участия в похоронах Петра II. Так черные облачения вошли в обиход погребальных и великопостных служб. Однако традиционно при погребении и заупокойных службах используются облачения белого цвета, символизирующего уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.

Оранжевый цвет, хоть и часто встречается в церковных облачениях, однако не имеет своего места в каноне. Если его оттенок ближе к жёлтому (золотой цвет часто может давать оранжевый отлив), то он воспринимается и используется как жёлтый, а если в нём преобладает красная гамма, то его относят к красному.

Необходимо подчеркнуть, что вышеизложенное сочетание определённых праздников и определённых цветов облачений изложено в соответствии с обычаями Русской Православной церкви. Обычаи других Поместных Церквей могут не совпадать с вышеизложенными.

Во все субботы и Воскресенья Великого поста используется исключительно фиолетовый цвет.

В современной Русской Православной Церкви имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более темного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также их совокупность – белый цвет и противоположность последнего – черный цвет. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет

Объединяет в себе все цвета радуги, символ Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие.

В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение; в них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир).

Красный цвет

В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.

Но это также – цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

Желтый, золотой или оранжевый цвета

В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всяким глазом воспринимается правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый, а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически, он постоянно встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Неделя Крестопоклонная

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Страстная седмица

Чёрный или тёмно-фиолетовый

Великий Четверг

Фиолетовый

Великая суббота

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

Пятидесятница

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Золотистый (жёлтый)

Богородичные праздники

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

Таинство Крещения

Таинство Венчания

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) - «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Также есть благочестивая традиция мирянам облачаться в положенные цвета праздников, например: женщинам одевать платочек в цвет праздника. В этом нет ничего предосудительного, но наоборот должно поощряться.

В нашем храме нет нескольких видов богослужебных облачений, поэтому на фотографиях, цвет, положенный к богослужебному дню и в котором совершается служба, может отличаться.

Почему у священников на службе бывают облачения различного цвета?

Цвета богослужебных облачений в Православной церкви - цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
У некоторых прихожан православных храмов бывает традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Символика
Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют почему. Символику цветов можно определить основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.
Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова - «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр.4:3-4), а также черного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или наоборот отречение от мирской суеты).

Использование цветов

Цвет – красный.
- Пасха, праздники и дни памяти мучеников.
Что символизирует - при Пасхе - радость Воскресения Христова.
В дни памяти мучеников - цвет мученической крови.
Примечание - Пасхальное богослужение начинается в белых облачениях, символизирующих свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.

Цвет - золотой (желтый) всех оттенков.
Группа праздников, событий, дней памяти - дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Что символизирует - царский цвет.
Примечание - золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Цвет - белый золотой (желтый) всех оттенков.
Группа праздников, событий, дней памяти - праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в желтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения.
Что символизирует - божественный свет.
Примечание - белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

Цвет – голубой.
Группа праздников, событий, дней памяти - богородичные праздники (Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон).
Что символизирует - высшая чистота и непорочность.
Примечание - голубой цвет имеют мантии митрополитов. Может иметь оттенки вплоть до синего.

Цвет - фиолетовый или темно-красный.
Группа праздников, событий, дней памяти - праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение).
Что символизирует - крестные страдания Христа.
Примечание - фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.

Цвет – зеленый.
Группа праздников, событий, дней памяти - праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы.
Что символизирует - цвет животворения и вечной жизни.
Примечание - зеленый цвет имеет мантия патриарха.


Top