Поминание о здравии и упокоении на проскомидии. Что такое проскомидия о здравии или об упокоении

Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию. Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием. В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен. «О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные. И потому особенно молимся в этот период. В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову. Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. И есть ли у евангеликов какие-то требы? Кроме него мы все крещёные в православной церкви. В храме можете за него ставить свечу и молиться когда произносят ектению об оглашенных, т.е. о не крещенных.

Сегодня подала на поминовение проскомидию за своего покойного мужа, но разволновалась и не написала, что об упокоении. Здравствуйте, Ирина. Для Бога нет мертвых и живых, все едины. Записки подаются и о здравии, и о упокоении. У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия? Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

В древности первые христиане сами пекли такие хлеба - просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину. Поминовение на Проскомидии (о здравии или о упокоении) — это то же самое, что и заказная записка.

На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Подать церковную записку (поминовение)

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви. На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление.

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ!

Разница такого поминания только во времени - периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст. Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях - чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы. В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды - на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).

Самой важной церковной службой является обедня, или литургия, где совершается таинство причащения. Для данного обряда необходимо обязательно красное виноградное вино, а также хлеб, или просфора. Готовятся они обязательно до начала литургии особым способом. Для этого священник вместе с диаконом, облачившись в нарядные священные одежды, совершают на жертвеннике, алтаре, особые действия и читают специальные молитвы.

Можно сделать вывод: перед Литургией необходимы определенные приготовления, которые по своей природе являются очень важными. Вот именно они и называются проскомидией .

Проскомидия бывает о здравии, а также о упокоении.

Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в Литургии.

Записка

В церковной терминологии существует такое понятие, как записка на проскомидию. Что же это такое?

Перед Литургией все желающие могут подать определенное прошение, записанное на бумаге о тех людях, за которых будет молиться священник. Не раз все видели, что из кусочка хлеба, который дает священник на таинстве Евхаристии, как будто изъят кусочек. Таких дырок по всей просфоре будет ровно столько, сколько имен занесено в записку. Все эти мякиши собираются на дискосе, во время литургии они находятся рядом с Агнцем (большой просфорой), а после такие символические «души» погружаются в чашу с вином. При этом священнослужитель должен читать особую молитву.

Важно то, что в записку можно вносить имена только православных крещенных людей.

Существуют также простая и заказная записки. Сведения об этом необходимо уточнять непосредственно в самой церкви. Однако в общем, согласно простой записке, имя человека просто будет вынуто на проскомидии, согласно заказной – еще и будет звучать на молебне.

Виды записок

Существует два вида записок. Первый – может быть заказана проскомидия о здравии . Перед началом служения необходимо на специальный листок, который чаще всего будет находиться около свечного прилавка, записать имена людей, за здравие которых нужно помолиться.

По такому же документу совершается проскомидия о упокоении . Записывая имена людей, важно внимательно читать надписи сверху и не перепутать листочки. Если же необходимо заказать поминовение на проскомидии, подать записку можно еще с вечера, просто указав нужное число.

Не следует поминать в записках (требах):

Не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);

Самоубийц;

- ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; ο убежденных атеистах и богоборцах, даже если они были крещены в Православие.


У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (ныне он прославлен как местночтимый святой), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры. Как-то он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и благодарил за труды. Он просил помянуть на литургии его родителей иерея Никиту и Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит пред престолом Божиим, святитель Феодосий ответил: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете».

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (57435) раз

После возгласа: «Благословен Бог наш…», когда в храме читаются Часы, священник готовит все необходимое для Божественной Литургии. Прихожане обычно появляются в храме позже и на Проскомидии не присутствуют. Так уж сложилось в современной церковной практике, поэтому записки лучше подавать до начала Литургии, во время чтения Часов. Конечно, священник будет вынимать частицы вплоть до Херувимской, но само действие совершается именно во время чтения Часов.

Батюшка кланяется и целует священные сосуды, читая тропарь Великой Пятницы: «Искупил нас еси от клятвы законныя…» Таким образом, начало Проскомидии является вхождением в искупительную жертву Христову, в страдания Господа нашего Иисуса Христа.

Священник приступает к принесению жертвы, ибо главное в Евхаристии — это жертвоприношение. Вспомним самое драматическое жертвоприношение Ветхого Завета — Авраам в земле Мориа приносит в жертву единственного сына, дитя обетования. На Исааке замыкались все ветхозаветные пророчества, от него должен был произойти новый народ, народ избранный, народ Божий. И жертвоприношение Авраама совершилось, но оно состояло не в том, что он убил своего сына для Бога, а в том, что он его не пощадил. — Это прообраз евхаристического жертвоприношения. Об этой великой жертве мы слышим в евангельском чтении: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 16-17).

Искупительная жертва Иисуса Христа и Евхаристия, которая совершается в храме, теснейшим образом связаны между собой. Это — одна и та же жертва. Мы привыкли воспринимать Евхаристию и Причастие именно как воспоминание о Тайной Вечере, которая не связана с ее продолжением, но Тайная Вечеря — это начало Голгофского жертвоприношения, начало пути в Гефсиманию, а затем — и на Голгофу. Они не могут быть отделены друг от друга. Тайная Вечеря с преломлением хлебов — это наша Литургия, которую мы не созерцаем, как театральное представление, а проживаем. Это — вхождение в вечность, в абсолютную реальность, и мы являемся и участниками, и свидетелями этого величайшего события.

Но Проскомидия — это воспоминание не только искупительной жертвы Спасителя, но и Его воплощения и рождества, потому что Он воплотился и родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть за наши грехи. И поэтому все слова и действия Проскомидии имеют двоякий смысл, изображая с одной стороны Рождество Христово, а с другой стороны — Его страдания и смерть.

На Дискосе изображена икона Рождества Христова. Этот праздник обычно представляется нам веселым, радостным, почти детским, но на самом деле он по сути своей глубоко трагичен. Все то, что мы встречам в Рождестве, мы встретим и во время Страстной седмицы. Вифлеемская пещера и гроб Господень — это, в общем-то, одно и то же. Пелены, которыми Младенец повивается в яслях Марией, — это та плащаница, которой Он будет повит Иосифом и Никодимом, и миро, которое приносят Ему волхвы, будет использовано для помазания Его после снятия с Креста. Таким образом, Дискос изображает одновременно и Вифлеемскую пещеру, и гроб Господень.

Когда совершается Проскомидия, мы осознаем Рождество и Воплощение Христа в неразрывной связи с Его крестной смертью, поэтому на Проскомидии вместе с воплощением происходит как бы и распятие Христово. Проскомидия — это жертвоприношение и мы — его участники. А батюшка (страшно даже говорить об этом!) является тем, кто приносит жертву.

Священник берет главную агничную просфору, копием вырезает из нее квадратную часть печати, которая и называется Агнцем, и поставляет ее на Дискос. Агнец свидетельствует о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, о том, что Сын Божий стал Сыном человеческим.

Агнец значит — ягненок. В богослужении этим словом обозначается жертва. В течение всей ветхозаветной истории ягненок всегда был самой главной и самой чистой жертвой, приносимой за людские грехи людей. Для еврейского народа принесение в жертву ягненка означало: человек согрешил, совершил зло в этом мире, а страдает за него невинный, совершенно непорочный ягненок, который является символом чистоты и кротости, беззлобия и беззащитности.

Священное Писание под Агнцем подразумевает Спасителя. Когда Иоанн Креститель на Иордане видит воплотившегося Сына Божия, он показывает на Него и говорит: «Вот Агнец Божий, который берет [на Себя] грехи мира» (Ин. 1: 29). Поэтому эта просфора и называется Агнцем, предназначенным для жертвоприношения.

Затем священник, взяв в руку копие, надрезает один край просфоры со словами: «Яко овча на заколение… Яко агнец непорочный… тако не отверзает уст своих». Эти пророчества посвящены Христу, Его ведению на Голгофскую жертву. Иерей отрезает нижнюю часть просфоры: «Яко вземлется от земли живот Его».

Священник крестообразно надрезает просфору со словами: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот (жизнь мира) и спасение».

Завершая эту часть священнодействия, иерей копием пронзает просфору с правой стороны, в том месте, где на печати написано имя «Иисус» со словами: «Един от воин ребра Его копием прободе», и выливает в Чашу вино, смешанное с водой: «И абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельства, и истина есть свидетельство его».

Земное имя Спасителя — Иисус — пронзается копием. На Кресте страдал человек, Бог не подвластен страданиям. Страдания на Кресте претерпел Богочеловек Иисус Христос Своей человеческой природой. Именно поэтому Иисус, земное имя Креста, символизирующее Его человеческую природу, пронзается копием. После этого Агнец устанавливается в центр Дискоса.

После того, как Агнец приготовлен для дальнейшего священнодействия, священник вынимает частичку из второй просфоры, предназначенной для воспоминания о Божией Матери и со словами: «Предста Царица одесную Тебе» (пророчество Давида о Богородице) кладет на Дискос справа от Агнца.

Третья просфора, называемая «девятичинной», предназначена для воспоминания всех святых. Из нее последовательно вынимается девять частичек в память Иоанна Крестителя, пророков, святых апостолов, святителей, мучеников, преподобных, исцелителей и бессребреников, праведных Иоакима и Анны, а также в память святых, в честь которых освящен храм и память которых совершается в этот день. Последняя частичка вынимается в память святого, написавшего Литургию, — Василия Великого или Иоанна Златоустого.

Поминовение святых во время Проскомидии имеет очень большое значение — мы ко всем святым обращаемся, и все святые становятся рядом с нами.

Эта часть Проскомидии напоминает деисусный чин иконостаса. В центре его — Спаситель, с одной стороны — Матерь Божия, а с другой — все святые в своем общении со Христом и в молитве за Церковь. Они сопричислились к Небесному Воинству и составили Церковь Небесную. Святые молят Господа как Судию Милосердного о помиловании всех предстоящих в храме.

Церковь земную нередко называют «воинствующей», поскольку она пребывает в состоянии постоянной духовной борьбы. Все мы — воины Христовы, которые пошли на эту битву за правду, за любовь, за то, чтобы отстоять в себе образ и подобие Божие. А Церковь Небесная, как мы видим на Проскомидии, — Церковь торжествующая, Церковь победившая — НИКА. Матерь Божия — справа, а все святые — с левой стороны, как могучее, несокрушимое воинство, пребывающее рядом со Христом.

Затем начинается молитва о Церкви земной. Священник берет четвертую просфору, заздравную, вынимает из нее частичку в память нашего Святейшего патриарха и патриархов, предстательствующих перед Богом в Церкви, как военачальники, которые первыми идут в бой и несут на себе тяжкий крест ответственности за Церковь. Потом он вынимает частички за епископов и всех православных христиан и молится за наше отечество.

После этого иерей берет просфору за упокоение и, вынимая частичку, молится за тех, кто создал храм, обо всех прежде почивших православных патриархах и почивших прихожанах святого храма сего.

Наконец, священник читает записки, которые мы подаем за свечной ящик. Мы часто не понимаем, зачем эти записочки приносим, но поминовение на Проскомидии является одной из величайших молитв Церкви. На самом деле наши записки — это принесение всех ко Христу с молитвой о спасении, исцелении, обращении. Когда мы молимся, Церковь наполняется страждущими, как это было у купели Силоамской. Нет другой такой сильной молитвы у Церкви кроме молитвы Литургии, которая могла бы вот так объединить и реализовать все наши прошения.

В Проскомидии своим священнодействием — я хочу подчеркнуть: именно священнодействием — участвует каждый человек. Наше приношение состоит не в том, что мы подали записочки и заплатили деньги. Как клирик священнодействует во время Проскомидии, так и все прихожане в этот момент принимают участие в проскомидийном священнодействии, вознося Богу свои молитвы.

За каждое имя из просфоры вынимают частичку, и вот уже рядом со Христом, с Агнцем Божиим, взявшим на Себя грехи мира, рядом с Матерью Божией, со всей Небесной Церковью, вырастает гора частичек. Вся Церковь поместилась на Дискосе, символизирующем собой вселенную, весь мир, Богом сотворенный, в котором центр — это Христос. Рядом — Церковь торжествующая — это Матерь Божия и святые, а рядом бессчетной толпой частичек — живые и мертвые, хорошие и плохие, праведные и грешные, здоровые и больные, скорбящие и заблудшие, даже те, кто далеко ушел от Христа, предал Его, забыл о Нем, но все, за которых молится Церковь, все, которые Богу не безразличны… На этом блюде гораздо больше грешников, чем святых, — ведь мы молимся, прежде всего, о тех, кто больше всего нуждается в спасении, которые часто, как блудные дети, пребывают на стороне далече, а мы их в Церковь приносим, как четверо принесли расслабленного, положив его к ногам Спасителя.

Теперь все они пребывают в едином пространстве вселенной, в одной Церкви, в которой Небесная составляющая неотделима от земной, поэтому и говорится, что она — Единая. Это Церковь, в которой святые молятся за грешных, и все они — рядом со Христом, все вместе будут омыты Его Кровью, оправданы Голгофской жертвой. Церковь — это удивительный и великий образ нашего соединения с Господом.

Проскомидия заканчивается ожиданием: Господь лежит во гробе. Священник кадит храм. Как волхвы принесли золото, ладан и смирну, так приносится кадило к этому приношению. Батюшка кадит звездицу и кладет ее на Дискос, покрывая крестом — залогом нашего спасения. Затем он последовательно кадит три покровца и покрывает ими церковные сосуды, как покрыт пеленами Младенец Христос, как Спаситель покрыт плащаницей.

Проскомидия являет собой великое таинство седьмого дня, когда Господь почил от дел Своих, — ту субботу благословенную, после которой мы пребываем в предощущении Воскресения Христова, в пред-ощущении нашего спасения и жизни будущего века.

По прошествии субботы мы встречаем воскресшего Христа. Это величайшее чудо отражено в праздновании Пасхи. Собственно, пасхальная служба — есть некое внешнее осуществление нашего литургического торжества. Переход от Проскомидии к Литургии. Это — прошествие субботы, седьмого дня — конец миробытия, в котором мы сейчас пребываем.

Во время каждения алтаря священник читает пасхальный тропарь. Он очень важен для осознания пасхального смысла Литургии как таинства восьмого дня. Тропарь подчеркивает: Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное. Поэтому после того как священник покадил церковные сосуды, он подходит к Царским Вратам и открывает завесу в ознаменование пришествия Господня и нашего спасения.

Литургия начинается с того, что священник и дьякон молятся и совершают поклоны перед Престолом. Иерей читает молитву: «Царю Небесный», затем звучит ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», потому что служение, которое ему предстоит совершить, — это служение ангельское: человеку передается, как бы перепоручается, ангельская функция. В Литургии участвует вся Церковь, особенным образом в очередной раз являя этим свое единство. Осознавая свою человеческую немощь, священник произносит: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Дьякон подходит к священнику и, испросив благословение, возглашает: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови!» По-русски это означает: «Сейчас наступает черед работать Господу». Иными словами, все, что возможно было предпринять людям — сделано. Человеческие дары принесены, вино и хлеб стоят на жертвеннике. Теперь настало время, когда начнет трудиться Сам Господь, когда Он вступит в Свои права и будет совершать священнодействие.

С началом Литургии мы входим во время Господне, в котором нет ни прошедшего, ни будущего — а только время настоящее. Как Христос на Тайной Вечере, еще до того, как Кровь Его была пролита на Голгофе, уже даровал Ее ученикам, так и мы, участвуя в Евхаристии, входим в Сионскую горницу на единственную Тайную Вечерю. Время Господне превозмогает время земное…

Заканчиваются молитвы, священник стоит перед Престолом, который покрывает сложенный антиминс. Иерей поднимает над антиминсом Евангелие и неслышно молится, сокрушаясь о своем недостоинстве, и просит помощи Божией.

В это время дьякон возглашает у Царских Врат: «Благослови, владыко!» Священник отвечает ему: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

На сегодняшний день очень много людей верят в Бога, вот только каждый по-разному понимает ритуалы. Рассуждать о том, как правильно их нужно соблюдать, можно очень долго. На самом деле любой человек в праве самостоятельно принимать решение по поводу веры в Бога. Самое главное, абсолютно в любой жизненной ситуации оставаться настоящим человеком и не причинять ни кому вреда.

Если вы только недавно стали посещать церковь, вам будет сложно понять смысл всех ритуалов. Проскомидия является одним из таких действий. Данный обряд вызывает множество вопросов. Далее рассмотрим, как происходит данный ритуал и чем он отличается от простой молитвы за близких.

Проскомидия: что это?

Что такое проскомидии? Под этим серьезным термином сегодня имеют ввиду первую часть обедни или Божественной литургии. Обедней в Древней Руси называли утреннюю церковную службу. Свое название она получила потому, что завершалась до обеда. Одним из главных действий на проскомидии является приготовление вина и хлеба для таинства причащения. Выпечка на данном обряде является символом плоти Христа, а вино - крови Спасителя. Происходит таинство в память о Тайной Вечере. На ней Христос первый раз выполнил для своих последователей обряд причащения. Это таинство напоминает о том, что ради нашей жизни Спаситель отдал свою. После обряда причащения мы получаем благодать и чувствуем единение с Богом.

Кроме того, евхаристия является символом единства христиан. Это проявляется даже в том, что Иисус отламывал от одного куска хлеба, угощая своих последователей. На службу прихожане приносили различные сорта хлеба, вино, сахар, масло и другие продукты. Лучшую еду использовали для проведения литургии. Остальное употребляли в пищу после ее окончания за общим столом. Этот обряд подчеркивал общность всех людей, присутствующих в храме.

Многие, ища ответ на вопрос «что такое проскомидии», стараются найти дословный перевод этого слова. На греческом оно означает «приносить». Хлеб, который используется во время церемонии, называется просфорой. Это слово в переводе с греческого значит «дар».

Вино и хлеб: требования

Проскомидия о здравии: что это означает? Как ее проводят? Сегодня уже никто не следует традиции, по которой в храм необходимо вносить продукты для проведения литургии. Обычно выпечкой хлеба занимаются супруги священников и вдовствующие прихожане.

К хлебу предъявляются следующие критерии:

  • он должен быть квасным или белым;
  • при приготовлении хлеба обязательно должны использоваться дрожжи, ведь именно такое блюдо и предлагал своим последователям Иисус;
  • тесто должно быть хорошо вымешано;
  • в пищу используется только свежая выпечка;
  • по форме просфоры делают круглыми. Также они должны быть двухъярусными, подчеркивая тем самым двойственность земной и небесной природы Спасителя;
  • при приготовлении просфор применяются печати с изображением святых. Для причащения используется просфора Агнца. На нем обязательно должны быть нанесены буквы НИ КА (что означает победитель) и ICXC (что означает Иисус Христос). Эти символы разделены крестом. Фактически, это означает следующее: как Иисус спас человечество, погибнув на распятии, так и пшеница после свой смерти позволяет человеку выживать;
  • вино для проскомидии обязательно берется виноградное красное. Такое вино выпил и Иисус на тайной вечере. В храмах для проведения службы для этой цели используется кагор. Именно вино этой марки во все времена считалось лучшим;
  • вино для проведения обряда обычно разбавляют водой. Оно служит напоминанием о том моменте, когда Иисуса на кресте пронзили копьем.

Церковные записки

При совершении проскомидии осуществляется поминовение усопших и живых. Традиция молиться за близких уходит корнями в глубокую древность. Чтобы священнослужитель прочитал имена ваших близких в алтаре, ему заранее передается записка на проскомидию. Они обычно подаются с вечера или с утра еще до начала службы. Допустимо писать имена только тех, кого крестили при жизни. Подавать записки с именами самоубийц запрещено. В некоторые храмах надписи даже делятся на заказные и обычные. При подаче простой записки из хлеба делаются кусочки по количеству указанных имен. После этого эти кусочки просфоры помещаются в вино. Этот ритуал символизирует очищение через кровь Христа поминаемых душ.

Также имена, написанные в записках, звучат дополнительно во время ектений. Произносит их священнослужитель перед алтарем. Молитва о здравии живых продолжается во время молебна после литургии. О мертвых молятся во время проведения панихиды.

Как правильно заготовить записки о здравии

У многих вызывают недоумения такие термины, как литургия, проскомидия, обедня. Церковная молитва сама по себе отличается большой силой. Во время проскомидий требуется указывать только имена тех людей, которые страдают тяжелой болезнью или нуждающихся в божьей помощи. Под термином «здравие» церковь имеет ввиду не только психическое и физическое здоровье человека, а также его духовные стремления, благополучие, материальный достаток. Записка о здравии должна содержать, в первую очередь, имена Преосвященного Архиерея, Архипастыря, Патриарха. Именно от них будет зависеть благополучие всей паствы.

Далее указывается имя духовного отца, который будет наставлять человека. После этого идут имена близких людей и родственников. В завершающей части записки можно написать прозвища недоброжелателей и недругов. Молитва об их здравии позволит привнести в их душу покой и гармонию, что поможет окружающим прийти к примирению.

Молитвы об упокоении

Еще одним распространенным обрядом является проскомидия об упокоении. Поминовение усопших помогает их близким ощутить единение с ними. По канонам православия смерти как таковой нет. Души людей вечны. Молитва живых поможет душам ушедших найти свое место в жизни небесной, так же, как и они нам могут помочь оттуда. Священнослужители рекомендуют подавать записки об упокое с регулярностью. Особенно они важны в день рождения покойного, на именины, день смерти и крещения.

Как правильно написать записку на проскомидию

Для написания записки существует целый ряд правил.

Перечислим лишь некоторые из них:

  • записка пишется на специальном бланке, который можно взять в церкви, или на простом листке бумаги. В том случае, если вы пишите на своей бумаге, обязательно нужно указать для чего она: для молитвы за упокой или за здравие.
  • записку следует писать крупным разборчивым почерком;
  • в одной бумажке указывается 5-10 имен сразу;
  • можно подавать сразу несколько записок;
  • записывая имя человека, необходимо от всего сердца пожелать ему всех благ. Это уже будет молитва о нем;
  • в молитвах указывается имя, полученное при крещении;
  • имя пишется полностью, никаких сокращений быть не должно;
  • прозвище необходимо записывать в родительном падеже;
  • указание фамилий, отчеств и степени родства не допускается;
  • если в записке перечислены имена детей, возрастом менее 7 лет, их при молитве называют младенцами.
  • укажите сан духовного лица. Допустимо также для молитвы о здравии написать следующие слова: болящего, воина, заключенного, путешествующего;
  • в записках о поминовении пишут такие слова, как «приснопамятный», «убиенный», «воин»;
  • если со дня смерти не прошло 40 дней, покойника называют новопреставленным;
  • на проскомидию записки продаются отдельно от записок на панихиду и молебен.

Проскомидия: порядок проведения

Часто бывают следующие ситуации: прихожанка заказала проскомидию, а как она проводится, не знает. Чтобы не допустить таких курьезов, необходимо обладать начальными знаниями о проведении обряда.

Проскомидию проводят за закрытыми Царскими вратами, скрытно от прихожан. Связано это с тем, что Иисус Христос также в тайне пришел в наш мир. Во время проведения проскомидии читают Часы по Часослову. Перед проведением ритуала читают входные молитвы. Иерей омывает руки и одевает специальную одежду.

Приготовление Агнца

Что такое проскомидии? Как она проводится? Для божественной литургии заготавливают пять булок особого хлеба. Такое количество должно напоминать верующим о пяти хлебах, которыми Иисусу удалось накормить 5000 человек. Хлеб играет роль символа насыщения, которое доступно только через Спасителя. Однако для таинства евхаристии используется только просфора Агнца.

По задумке, этого куска хлеба должно быть достаточно для всех, кто проходит обряд. Подходя к жертвеннику, священник вырезает четырехугольную часть из просфоры. Она и называется Агнцем. Ягненка во ветхозаветные времена придавали в жертву богу для искупления грехов. Кроткое и чистое существо страдало за чужие грехи. Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнецом Божьим. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за человечество. Данная часть обряда символизирует рождение и смерть.

Что делают с другими просфорами?

У всех остальных просфор также есть свое предназначение. Они задействуются, когда проводится проскомидия (обедня). Из второй, Богородничной, вынимается треугольная часть. Это символ поминовения Божьей Матери. Из третьей, девятичинной, вынимается девять частей. Они символизируют святых и раскладываются с левой стороны от Агнца. Из четвертой вынимается всего две части. Первая предназначается для живущих священнослужителей, а вторая - за здравие православных мирян. Они раскладываются ниже Агнца. В последнюю очередь на дискос кладется часть, вынутая из пятого хлеба, который является символом поминовения усопших.

Завершение

Мы уже почти разобрались с тем, что такое проскомидии. Обряд завершается установкой звездницы. Она является символом Вифлеемской звезды. Потир и дискос с вином накрывается полотнами, символизирующими пеленки младенца Христа и погребальные одеяния.

Многих сегодня интересует проскомидия. Что это означает в глубоком смысле? Завершение проскомидии означает смерть Иисуса.


Top